Кабинет психолога
24.04.2024
Рекомендации для родителей по профилактике и снижению уровня тревожности
Помните о том, что прежде всего родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.
Полезно снизить количество замечаний. Можно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку, а вечером перечитать список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Рекомендации для родителей по общению с агрессивным подростком
Необходимо:
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.
2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки. Четко разделять санкции и наказания.
4. Наказания не должны унижать подростка.
5.Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после события, которое вызвало приступ гнева.
7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии (сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого).
9. Расширять поведенческий репертуар подростка (дайте подростку альтернативу, расскажите о том, как можно себя вести).
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Участвуйте в организации занятости подростка.
Рекомендации для учащихся «Эмпатия в общении»
Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания. Без эмпатии невозможны установление близких, доверительных отношений, эффективная профессиональная деятельность, жизнь в социуме. Человек с низким уровнем эмпатии равнодушен, безжалостен, холоден к детям, животным, людям пожилого возраста. Такие люди токсичны, делают колкие, обидные замечания другим. Их переживания для них чужды. Дефицит контактов у эмпатов обычно отсутствует, ведь люди тянутся к тем, кто способен понять их переживания, оказать поддержку.
Эмпатия является одной из составляющих структур эмоционального интеллекта. Ее низкий уровень – не приговор для психологически-здорового человека, стремящегося к личностному росту. Эта способность прокачивается с помощью специальных методик, которые будут описаны далее.
Эмпатия является спутником всех видов межличностного взаимодействия. Общение – это фундамент для зарождения, формирования, роста и проявления такого свойства личности. Без коммуникаций невозможно наличие эмпатии.
Эмпатия – необходимый фактор для построения человеком продуктивных межличностных коммуникаций. Развитое такое свойство обогащает эмоциональный опыт личности, расширяет и корректирует его систему ценностей. Под руку с эмпатией всегда идет мораль, понимание плохого и хорошего. Такое свойство несет и охранную функцию. Наличие развитой эмпатии у человека всегда бессознательно считывается собеседником. Это свойство – подтверждение его самоценности и неповторимости.
Человек с развитой эмпатией легко сможет:
- Выстроить доброжелательные отношения с окружающими клиентами. Эмпаты легко чувствуют чужие границы дозволенного в общении и осознанно не будут нарушать их;
- Предупредить случайные конфликтные ситуации. Непреднамеренный конфликт, инициированный эмпатом, – редкость. Понимая чувства другого, человек решит спорные ситуации с помощью конструктивного диалога;
- Человек с развитой эмпатией комфортно себя чувствует в рабочем коллективе. Тонко чувствуя настроение, эмоции, он точно не будет объектом интриг в коллективе.
Есть ли необходимость развивать эмпатию?
Наличие эмпатии – необходимое условие для нормального существования человека в обществе и его профессиональной самореализации. Низкий уровень эмпатии у здорового человека – это блок, который делает для него недоступным переживание глубины чувств. Ее развитие до нормального уровня необходимо, если человек хочет самореализоваться, как личность, семьянин, профессионал, друг. Смысл развития эмпатии с нормального до повышенного уровня сомнителен. Это стоит делать только при устойчивой нервной системе. Постоянное переживание чужих глубоких эмоциональных потрясений, как своих, может привести к необратимым последствиям.
Как начать управлять своими эмоциями?
Умение управлять своими эмоциями присуще каждой зрелой личности. Эмоциональный фон высокоразвитого эмпата всегда будет понижен, если он не будет заниматься саморегуляцией. Обучиться искусству управления эмоциями можно, используя следующие рекомендации:
- Визуализируйте проявляющиеся эмоции. Сдерживание негативных эмоций губительно на личном психологическом здоровье. Избавляйтесь от отрицательных эмоций экологично! Мысленно либо на бумаге визуализируйте их в виде образов;
- Распознавайте зарождающиеся эмоции. Освоив такое упражнение, вы будете понимать какие ситуации провоцируют у вас те или иные эмоции, избегая их. При зарождении отрицательной эмоции, вспомните событие, породившее ее. Определите, какие физические ощущения появляются в теле при ее проживании. Как эти эмоции выражаются в движениях? Как переживания влияют на ваш общий физический тонус? Если эта эмоция не ваша, то нет смысла в ее остром переживании. Регулярное выполнение такого упражнения – работа над личностным ростом, начало пути к познанию себя;
- Снижение чувствительности до «эмоциональной разумности». Это не просто практика, а образ жизни, рекомендованный для каждого высокоразвитого эмпата. Для этого личность должна сохранять баланс во всех сферах жизни. В их числе – сбалансированное и правильное питание, четкий режим дня, регулярные и посильные физические нагрузки, избегание умственного и эмоционального напряжения. Поддерживая такой режим, эмоциональная чувствительность высокоразвитого эмпата постепенно начнет снижаться;
- Увеличение количества событий, провоцирующих положительные эмоции. Высокоразвитый эмпат более подвержен депрессиям, неврозам, так как в его организме часто присутствует дефицит серотонина. Восполнят его проживанием максимального количества положительных эмоций. Наполните вашу рутину теми событиями, которые вас радуют, – прогулки с животными, общение с семьей, просмотр комедий, рукоделие, спорт, кулинария.
- Расширьте круг общения. Неразвитая эмпатия – следствие малого опыта коммуникаций с окружающими людьми. Не сидите в 4 стенах, а выйдите на встречу другим! Инициируйте общение сами, коммуницируйте с людьми различных полов, возрастов, национальностей. Расширьте свои рамки понимания человеческих эмоций, но не провоцируйте на негатив окружающих. Будьте источником позитива! Изучайте всю гамму положительных эмоций, недоступную вам ранее.
- Научитесь чувствовать и слышать свои эмоции. Развитие эмпатии начинается с познания собственной эмоционально-чувственной сферы. В любую свободную минуту задавайте себе мысленный вопрос о том, что вы сейчас чувствуете, какие эмоции испытываете. Постарайтесь идентифицировать, как эмоции ощущаются в теле. Регулярная такая практика позволяет человеку не только развить эмпатию, но и укрепить свое психологическое здоровье.
- Больше времени уделяйте живому общению. Считается, что у современной молодежи более низкий уровень эмпатии в сравнении со старшим поколением. Вина в этом лежит и на онлайн-общении, где живые эмоции и чувства человека скрыты за эмодзи. Живое общение – это беспрерывный обмен энергией! Он неминуемо развивает эмпатию и эмоциональный интеллект.
- Развивайте активное эмпатическое слушание. Эмпатическое слушание – это техника, которая дает понять человеку, что его слушают, слышат и понимают. С помощью нее формируются доверительная связь, близкие межличностные отношения. При выполнении практики отрешитесь от собственных эмоций и сонастройтесь с собеседником. Оценивайте вербальные и невербальные сигналы, постарайтесь угадать, какие эмоции чувствует человек. Предугадывайте, какие слова и переживания последуют в беседе в дальнейшем. Не забывайте и об активном участии в беседе! Проявляйте интерес, сочувствие, поддержку, не стесняясь в искреннем выражении чувств.
УРОК «Как правильно слушать другого»
При общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Было ли с вами так, что кто-то слушал вас и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.
- Практикуйте метод отражения и отзеркаливания эмоций. Непреднамеренное отражение и отзеркаливание эмоций, поз тела часто встречается у близких людей, единомышленников. Общаясь с человеком, копируйте невербальные сигналы, которые он вам посылает, – мимику, позы, жесты, дыхание. На подсознательном уровне это повышает уровень доверия. Собеседник начинает воспринимать второго, как компаньона и единомышленника. Для человека с неразвитой эмпатией такое упражнение – высокоэффективный тренажер инициации слов и переживаний с внутренним миром собеседника. Он позволяет соединиться с эмоциональным состоянием другого.
-
Рекомендации для учащихся по снижению уровня агрессивности
В ситуации конфликта важно помнить!
Эмоциональная нейтральность. В стрессовой ситуации, которую Вам навязывают, важносохранять эмоциональное спокойствие, которое позволит адекватно оценить ситуацию ивыбрать верный способ реагирования на неё.Вступая в контакт с человеком, который угрожает или оскорбляет необходимо обратитьвнимание на степень его агрессивности. Направлена она против Вас лично или этоагрессивность общего характера.В таких ситуациях следует продемонстрировать свое спокойствие и уверенность в себе,спокойствие может снизить степень гнева.
Отвечать следует твердо, уверенно, спокойно, неторопливо, обращая ответ в пространство.Перед ответом важно выдержать небольшую паузу и внимательно осмотреть в лицособеседнику. Беседуя с человеком надо быть сдержанным, не высказываться оценочно, недавать советы, если об этом не просят.
Физическое избегание. Самый простой вид защиты от провоцирования Вас на агрессию - физическое избегание, т.е. сведениеобщения к минимуму. В такой ситуации можно общаться через посредника, когда снеприятным человеком нужно уладить какие-то дела, а эмоционально-чувственная сфера недает спокойно этого сделать. Постарайтесь представить как бы хотелось выйти их такойситуации в идеале и составьте шаблоны подходящих фраз. В ситуациях противостояния, когдана Вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигаетсяумение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает совсем непросто, но крайневажно.
Способы избавиться от гнева и агрессии
1. Устранитесь от ситуации. Это стратегия, которая создаствремя для возможности «остыть». Воспользоваться техникой глубокого дыхания. Это поможетвоздержаться от импульсивных или агрессивных действий, которые могут усугубитьситуацию.
2. Выполняйте упражнения, гоните гнев прочь. Выполняйте любые физические упражнения,которые лучше всего подходят, чтобы попытаться разрядить сдерживаемое возбуждение.Упражняйтесь, пока не устанете, и пока не отступят гневные чувства.
3. Изометрические упражнения. Если не имеете возможности выйти из ситуации и заняться упражнениями, попробуйте изометрические упражнения. Упритесь руками в стену и толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят.
4. Кричите или бейте подушку. В буквальном смысле слова, сколько хватит воздуха в легких и силы в руках, пока не выбьетесь из сил. Кричать нужно наедине с собой (например, в спальне или ванной), а не накого-то.
5. Учитесь распознавать приступы приближающейся агрессии и пользуйтесь одним из предложенных способов выражения гнева.
-
Рекомендации для учащихся по снижению уровня тревожности
Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Даже если все вокруг хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.
Тревожность может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии, и мешает полноценной жизни в социуме.
Тревога обнаруживает себя по-разному: через тревожные мысли, в наших действиях, которые мы не всегда осознаем, и посредством неприятных физических симптомов. Чтобы разобраться можно использовать следующий метод:
1. Запиши 10 главных тревожных мыслей, которые приходят в голову чаще других.
2. Запиши 10 вещей, которые ты делаешь, когда тебя овладевают тревога и беспокойство. Проверяешь телефон? Уходишь куда-то? Грызешь ногти? Тут не может быть неправильного ответа. Тебе нужен просто список твоих тревожных действий.
3. Опиши свои физические симптомы. Это могут быть учащенное сердцебиение, потливость, онемение лица, приливы жара или озноб, резкое сужение поля зрения (туннельное зрение), другие неприятные или необычные ощущения. Перечисли все симптомы, какие можешь.
Этот список необходим для работы с тревогами, ведь ими можно научиться управлять. Для этого нужно определить собственные ощущения, не избегая их и не осуждая себя, ведь тревога – это не порок и не признак слабости.
Острая тревога.
Когда надо справиться с внезапным приступом острой тревоги, вплоть до паники, самое важное – снизить ее уровень. Этого можно добиться, используя наборы приемов, которые называют техниками релаксации.
1. Найти безопасное место, по возможности отдалившись от источника тревоги.
2. Выровнять дыхание – считать, чтобы вдох и выдох длились ровно 4 секунды (так называемое дыхание 4×4). При вдохе нужно представлять, что воздух заполняет легкие до самого основания.
3. Применить «метод категорий». Он особенно эффективен в борьбе с навязчивыми мыслями. Можно выбрать любую категорию: мировые столицы, марки любимых продуктов, страны мира, имена знаменитых актеров и так далее – и перечислить все, которые приходят на ум. С каждым названием будет все сложнее, и больше не получится думать ни о чем другом. Надо приложить все усилия, потому что именно так можно выкинуть из головы все тревожные мысли. Цель достигнута, когда возможно думать только о своей категории, а не о том, что тревожило всего несколько секунд назад.
4. Использовать силу паузы. В каждой ситуации у нас есть несколько секунд, чтобы выбрать, как мы будем реагировать. Эта пауза необходима после любого действия или события, которое провоцирует приступ иррациональной тревоги, гнева, ярости. Даже такой короткий промежуток времени позволит изменить взгляд на трудную ситуацию.
Тревожность как фон.
Острую тревогу можно смягчить здесь и сейчас, используя описанные выше приемы. А вот для борьбы с общей тревожностью, которая существует как фон, нужна планомерная работа, требующая времени.
- Составлять планы
Первое, о чем стоит подумать, – систематические занятия в зависимости от интересов. Безделье часто ведет к зацикленности и преувеличению, если вы ничем не заняты, вы с большой вероятностью сосредоточитесь на каких-то малозначащих вещах и зациклитесь на них. Тревоги расцветают там, где нет системы. Важно составлять на каждый день или на неделю план, который будет включать в себя продуктивные занятия, удовольствия и спорт.
2. Отказаться от слов «А что, если…»
Если научиться контролировать свои «а что, если…», то уровень тревоги резко снизится. Эти слова забирают энергию, вселяя тревожные мысли о неизвестном будущем. Необходимо поберечь силы, оставаясь в своем «сейчас». Лучше сконцентрироваться на том, что мы делаем в эту минуту, стараясь полностью сосредоточиться в настоящем. Тогда каждая минута жизни станет одинаково насыщенной и важной.
3. Учиться выражать свои эмоции
Иногда люди пытаются справиться с проблемами, максимально ограничивая свои контакты с ними. Когда мы сдерживаем проявления своих чувств, мы эмоционально отстраняемся от них. Может казаться, что так обретается контроль над ситуацией. В первое время это может нравиться, но в будущем есть большая вероятность того, что это приведет к проблемам, ведь отстраняясь, не получится научиться выражать сложные мысли и эмоции. Старайтесь выражать свои эмоции здесь и сейчас.
ЕСЛИ ТРУДНО – ПОЗВОНИ! ТЫ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ
1.Психологическая помощь несовершеннолетним:
8 (801) 100-16-11.
Звонки на линию бесплатны с любого стационарного телефона.
2. Круглосуточный телефон горячей линии УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»:
8 (0212) 61-60-60.
3. Телефон доверия для детей и подростков: тел. 8 (017) 263-03-03
В УЗ «Толочинская центральная районная больница»осуществляется помощь:
- в решении психологических проблем
o каб. 85 3 этаж с 14.00-17.00
o тел. 5 06 77
- в решении психотерапевтических проблем
o каб. 89 3 этаж с 14.00-17.00
o тел. 2 24 24
- в решении психиатрических проблем
o каб. №89 3 этаж с 8.00-13.00
o тел. 2 24 24
ТОЛОЧИНСКИЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
1.Психологическая помощь несовершеннолетним: 8 (801) 100-16-11.
Звонки на линию бесплатны с любого стационарного телефона.
2. Круглосуточный телефон горячей линии УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»: 8 (0212) 61-60-60.
3. Телефон доверия для детей и подростков: тел. 8 (017) 263-03-03
УЗ «Толочинская центральная районная больница»
Осуществляется помощь:
- в решении психологических проблем
- каб. 85 3 этаж с 14.00-17.00
- тел. 5 06 77
- в решении психотерапевтических проблем
- каб. 89 3 этаж с 14.00-17.00
- тел. 2 24 24
- в решении психиатрических проблем
- каб. №89 3 этаж с 8.00-13.00
- тел. 2 24 24
Помните! Вы не одни!
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Толочинского района»
ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НУЖНО ЗНАТЬ…
О работе «кризисной» комнаты
В целях оказания услуг временного приюта жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий в государственном учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Толочинского района» (далее - Центр) создано специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта (далее – «кризисная» комната).
Услуги временного приюта могут быть оказаны следующим категориям граждан:
- жертвы торговли людьми;
- лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Услуга временного приюта оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми, территориальным центром по месту обращения, независимо от места регистрации (места жительства). Для заключения договора оказания социальных услуг граждане обращаются в Центр и предоставляют следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность. В случае экстренной необходимости в получении услуги и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, гражданин обращается в органы внутренних дел для его восстановления.;
- документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами. Договор оказания социальных услуг может быть заключен без представления указанных документов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждений здравоохранения, других государственных органов и организаций. Договор оказания социальных услуг составляется и подписывается в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Услуги временного приюта оказываются вышеуказанным гражданам без взимания платы в форме срочного социального обслуживания.
Решение об оказании социальных услуг гражданину (семье) в «кризисной» комнате на условиях круглосуточного пребывания принимает директор Центра.
Наличие у гражданина состояния алкогольного и (или) наркотического опьянения, а также поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, унижающее и оскорбляющее человеческое достоинство работников Центра, а также состояние, представляющее угрозу для других граждан, работников Центра и (или) самого гражданина, являются основанием для отказа в заключении договора оказания социальных услуг, в оказании социальных услуг, а также для расторжения заключенного ранее договора оказания социальных услуг.
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.
В период круглосуточного пребывания в «кризисной» комнате питание граждан осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью.
Граждане, помещенные в «кризисную» комнату, имеют право:
обращаться по всем вопросам, касающимся пребывания в «кризисной» комнате, к руководству Центра;
обращаться к работникам Центра за оказанием психологических и информационно-консультационных услуг.
Граждане, помещенные в «кризисную» комнату, обязаны:
выполнять условия пребывания в «кризисной» комнате;
соблюдать правила внутреннего распорядка;
незамедлительно освободить «кризисную» комнату в случае нарушения правил внутреннего распорядка;
бережно относиться к имуществу и оборудованию;
поддерживать чистоту и порядок.
По вопросу определения в «Кризисную комнату» можно обратиться в Центр в рабочее время по телефонам: 5-76-48
либо к дежурному Толочинского РОВД по телефонам: 2-11-06, 102, 8-029-597-02-13
Получить социальную, психологическую и иную необходимую помощь граждане могут в Центре по телефону «Доверия» - 5-76-48 (понедельник – пятница с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00)
В случае нежелания граждан, проживающих в г.Толочине и Толочинском районе, обращаться за помощью по месту их постоянного проживания, в связи с тем, что они видят причину стеснения в том, что помощь, которая им необходима, будет оказываться хорошо знакомыми людьми, проживающими рядом, с которыми в дальнейшем придется не раз встречаться, а также боязни утраты конфиденциальности, то они могут обратиться в «Кризисную комнату», созданную на территории Сенненского района.
По вопросу определения в «Кризисную комнату», созданную на территории Сенненского района, можно обратиться к дежурному Сенненского РОВД (тел. 8-02135-4-17-55, мобильный 8029-599-95-33).
Важным критерием в оказании услуги социального патроната также является активное участие самой семьи в решении собственных проблем, их желание и стремление изменить ситуацию к лучшему и принять все зависящие от них меры для защиты и улучшения благосостояния своих детей.
Социальный патронат может включать следующие мероприятия:
- представление интересов семьи в государственных органах и иных организациях;
- организация семейного и индивидуального психологического консультирования;
- помощь в трудоустройстве;
- содействие в оформлении документов для получения социальных льгот и гарантий, предоставляемых в соответствии с законодательством;
- предоставление необходимых социальных услуг, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании»;
- вовлечение членов семьи в работу семейных клубов по интересам и другие.
Насилие в семье – не норма!!!
Когда близкие причиняют боль, ВЫ попадаете в замкнутый круг: крик, удары, слезы, страх и стыд…
Нужно понять, что Вам нечего стыдиться. Вашей вины здесь нет!
Каждое насилие (физическое, психологическое, сексуальное) НАКАЗУЕМО!
За нанесение побоев, не повлекших причинение телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа или административного ареста.
Если на семейного агрессора не подействовала административная мера воздействия, в отношении него можно применить ЗАЩИТНОЕ предписание (от 3 до 30 суток), которое запретит ему общение, посещение, выяснение места пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье, а также обяжет временно покинуть общее жилое помещение.
Помни – безвыходных ситуаций не бывает! Ты можешь все изменить и остановить насилие над собой! Главное - не молчи!
07.04.2022
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Когда же родители прибегают к жестокому обращению с детьми:
Они рассержены на ребенка.
Они сердиты по другим причинам.
Они не знают, что делать, когда ребенок поступает не так, как надо.
Они сами подвергались насилию в детстве и теперь не знают других способов обращения с детьми.
Родители, которые часто используют физические наказания, заблуждаются по поводу их результатов. Они добиваются только видимости послушания со стороны детей. Обычно, когда детей не видят, они, все равно, поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Почему нет смысла наказывать ребенка физически:
Не улучшает поведение;
Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения;
Может появиться чувство мести;
Вызывает чувство обиды и возмущение;
Развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость;
Ребенок привыкает к физическим наказаниям и уже не реагирует на них.
Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия:
Склонность к вранью, воровству, агрессивное поведение.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
Прогулы, неоднократные попытки сбежать из дома и отказ возвращаться домой.
Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений.
Родителям необходимо:
Контролировать себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учить детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволять им овладеть собой.
Ребенок, к которому применяется наказание, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно.
Ожидания и требования должны быть по максимуму четкими и понятными, но не завышенными. Поощрять ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживать, когда ребенок делает свой собственный правильный выбор. Помните, что Вы - взрослый человек.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с законодательством.
Человека делают человеком
светлые воспоминания детства.
Ф. М. Достоевский
ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»
НАШИ КООРДИНАТЫ: 211092,
Витебская обл., г. Толочин, ул. Ленина, 33 (здание шестилеток)
Тел. 8(02136) 5-07-96, 8(02136) 2-35-30 (приют)
директор Белаш Наталья Михайловна
педагог социальный Василевская Татьяна Анатольевна,
педагог-психолог Боханко Юлия Александровна
педагог-психолог Шульц Анастасия Олеговна,
педагог социальный Пасютина Юлия Ивановна
Электронный адрес:spc-tolochin.schools.by
Каждый ребенок на Земле – это достояние всего человечества!
Пользуйтесь в воспитании детей психологическими приёмами:
-каждый день начинайте и заканчивайте с улыбки;
-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
-уважайте ребёнка (прежде чем прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл);
-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный);
-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;
-почаще спрашивайте мнение ребенка («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);
-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);
-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду);
-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером…»);
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;
-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
-будьте последовательны в своих требованиях.
Отдел по образованию Толочинского райисполкома
ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»
Отдел профилактики семейного неблагополучия,
социального сиротства
Профилактика насилия и жестокости
Толочин 2022
07.04.2022 Ситуация для размышления:
четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…
ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»
НАШИ КООРДИНАТЫ: 211092,
Витебская обл., г. Толочин, ул. Ленина, 33 (здание шестилеток)
Тел. 8(02136) 5-07-96, 8(02136) 2-35-30 (приют)
директор Белаш Наталья Михайловна
педагоги социальные Василевская Татьяна Анатольевна,
Шестак-Королько Юлия Васильевна,
педагог-психолог Боханко Юлия Александровна
Сайт: spc-tolochin.schools.by
Электронная почта: tolochinspc@mail.ru
ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»
Отдел профилактики семейного неблагополучия,
социального сиротства
«Семья без обид и слёз»
(маленькие подсказки для взрослых людей)
Толочин 2022
Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).
Наказание– это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.
Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
- При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:
I.Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
II.Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
- Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.
- Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
V.Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
- когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима;
- когда ребенок ест;
- перед сном и после сна;
- во время игры или работы;
- когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.
Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
Экстренная психологическая помощь «Телефоны доверия» в Беларуси
Дорогой друг!
В жизни каждого из нас бывают ситуации, с которыми сложно справиться в одиночку:
-если ты не знаешь, как поступить;
-если тебе кажется, что тебя не понимают;
-если тебя обидели в школе или дома или ты оказался в какой-то иной сложной ситуации.
У тебя есть возможность поделиться своими переживаниями и найти ответы на важные вопросы, позвонив по телефону доверия.
Телефоны доверия для детей и законных представителей
Наименование учреждения
|
Телефоны
|
Время работы
|
Общенациональная детская линия помощи
|
8-801-100-16-11
|
круглосуточно
|
Бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия в Беларуси
|
8-017-317-32-32
|
круглосуточно
|
«Телефон доверия для детей и подростков» психологической помощи детям и их родителям в кризисных ситуациях
|
8-017-263-03-03
|
круглосуточно
|
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
|
8-029-899-04-01
Можно обращаться через мессенджеры Телеграмм (Telegram), Вайбер (Viber),
Ватсап (WhatsApp)
|
круглосуточно
|
Республиканский центр психологической помощи несовершеннолетним, родителям и педагогам
|
8-017-300-10-06
e-mail:
rcpp@bspu.by
|
ежедневно
|
Экстренная психологическая помощь УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» (г.Витебск)
|
8-0212- 61-60-60
|
круглосуточно
|
ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская
поликлиника №1
|
8-0216-51-17-21
|
ежедневно
|
ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Толочинского района»
|
8-02136-5-76-48
|
понедельник- пятница
с 08.00 до 13.00,
с 14.00 до 17.00
|
ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»
|
8-02136-5-07-96
|
понедельник-пятница
с 8.00 до 17.00
|
УЗ «Толочинская ЦРБ»
|
8-02136-5-06-77
|
понедельник-пятница
с 15.00 до 17.00
|
О работе «кризисной» комнаты
В целях оказания услуг временного приюта жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий в государственном учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Толочинского района» (далее - Центр) создано специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта (далее – «кризисная» комната).
Услуги временного приюта могут быть оказаны следующим категориям граждан:
- жертвы торговли людьми;
- лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Услуга временного приюта оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми, территориальным центром по месту обращения, независимо от места регистрации (места жительства). Для заключения договора оказания социальных услуг граждане обращаются в Центр и предоставляют следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность. В случае экстренной необходимости в получении услуги и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, гражданин обращается в органы внутренних дел для его восстановления.;
- документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами. Договор оказания социальных услуг может быть заключен без представления указанных документов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждений здравоохранения, других государственных органов и организаций. Договор оказания социальных услуг составляется и подписывается в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Услуги временного приюта оказываются вышеуказанным гражданам без взимания платы в форме срочного социального обслуживания.
Решение об оказании социальных услуг гражданину (семье) в «кризисной» комнате на условиях круглосуточного пребывания принимает директор Центра.
Наличие у гражданина состояния алкогольного и (или) наркотического опьянения, а также поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, унижающее и оскорбляющее человеческое достоинство работников Центра, а также состояние, представляющее угрозу для других граждан, работников Центра и (или) самого гражданина, являются основанием для отказа в заключении договора оказания социальных услуг, в оказании социальных услуг, а также для расторжения заключенного ранее договора оказания социальных услуг.
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания.
В период круглосуточного пребывания в «кризисной» комнате питание граждан осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью.
Граждане, помещенные в «кризисную» комнату, имеют право:
обращаться по всем вопросам, касающимся пребывания в «кризисной» комнате, к руководству Центра;
обращаться к работникам Центра за оказанием психологических и информационно-консультационных услуг.
Граждане, помещенные в «кризисную» комнату, обязаны:
выполнять условия пребывания в «кризисной» комнате;
соблюдать правила внутреннего распорядка;
незамедлительно освободить «кризисную» комнату в случае нарушения правил внутреннего распорядка;
бережно относиться к имуществу и оборудованию;
поддерживать чистоту и порядок.
По вопросу определения в «Кризисную комнату» можно обратиться в Центр в рабочее время по телефонам: 5-76-48
либо к дежурному Толочинского РОВД по телефонам: 2-11-06, 102, 8-029-597-02-13
Получить социальную, психологическую и иную необходимую помощь граждане могут в Центре по телефону «Доверия» - 5-76-48 (понедельник – пятница с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00)
В случае нежелания граждан, проживающих в г.Толочине и Толочинском районе, обращаться за помощью по месту их постоянного проживания, в связи с тем, что они видят причину стеснения в том, что помощь, которая им необходима, будет оказываться хорошо знакомыми людьми, проживающими рядом, с которыми в дальнейшем придется не раз встречаться, а также боязни утраты конфиденциальности, то они могут обратиться в «Кризисную комнату», созданную на территории Сенненского района.
По вопросу определения в «Кризисную комнату», созданную на территории Сенненского района, можно обратиться к дежурному Сенненского РОВД (тел. 8-02135-4-17-55, мобильный 8029-599-95-33).
Декрет № 6
31 октября 2018 года на базе ГУО "Средняя школа № 3 г. Толочин" прошел семинар с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья обучающихся".
Презентация: Психологическое здоровье педагога – залог психологического здоровья обучающихся
Психолого-педагогический семинар "Проблема профессиональной деформации педагогов"
Материалы к семинару:
Профессиональная деформация личности педагога
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Час психолога "Я и мои друзья"
10.06.2014Жизнь без конфликтов
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
подробнее... / свернутьКонфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
подробнее... / свернуть
15.03.2017Как сделать своих детей счастливыми
Для того, чтобы сделать счастливым своего ребенка, нужно научиться воспринимать его таким, какой он есть. Нельзя ведь ожидать от ребенка одного годика умения разговаривать по-английски в то время как малыш выговаривает еще не все русские звуки. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Больше общайтесь со своим ребенком, рассказывайте сказки, читайте стихи, басни, пойте ему детские песни.
Важно научиться пресекать капризы ребенка. Помните, что запросы ребенка с возрастом только увеличиваются, как и цены на игрушки
подробнее... / свернутьКогда ребенок становится старше, нужно помогать ему стать взрослым. Взрослея, ребенок может чувствовать себя потерянным. Объясняйте своему крохе терпеливо то, что он не может понять, но очень хочет. Ведь примерно в три года малыши становятся такими любопытными, важно развивать в них это любопытство, так интересно познавать этот мир вместе с мамой.
Не отгораживайте малыша от жизни. Разрешайте топать по лужам, ходить босиком в теплый день летом по траве. Так ваш малыш будет познавать окружающий его мир. Учите его ориентироваться в пространстве, общаться со взрослыми, играть со сверстниками.
Некоторые родители, воспитывая своего ребенка, совершают грубую ошибку – пытаются воплотить с его помощью свои несбывшиеся мечты. Вот почему многие дети идут учиться в университет, который выбрали для них родители, вопреки их склонностям. Не нужно лишать будущего своих детей, оставьте право выбора за ними.
Оказывается, ваш ребенок многие плохие привычки усваивает с детства. Наиболее распространенная из них – это неправильное питание. Часть родителей доверяют детским садам, школам формирование вкуса своего ребенка. Другие кормят свое чадо чипсами, печеньем, сухариками, добавки в которых зачастую вызывают привыкание, которое может привести к ожирению и прочим неприятным последствиям. Чтобы сделать своего ребенка немного счастливее, не приучайте его к такой еде и не показывайте плохой пример сами.
Немаловажным моментом в воспитании является распорядок дня. Он помогает малышу чувствовать время. Нужно составить всей семьей режим дня и придерживаться его всем. Вы же не хотите, чтобы, повзрослев, малыш допоздна засиживался у телевизора или компьютера, опаздывать по утрам, постоянно недосыпать и раздражаться по мелочам. Отсутствие возможности нормально выспаться может серьезно подпортить микроклимат в семье, помните это.
Ребенок чувствует, когда в семье что-то не так, когда родители находятся в ссоре. Он становится более беспокойным, подавленным. Ваш ребенок любит вас обоих. Ему сложно определить, кого он любит больше, не заставляйте его решать эту трудную задачу. Исследования показали, что в ребенке, который рос в атмосфере ссор и неприязни, заложены ростки будущего несчастья, разрушения. Лучшее, что вы можете сделать для счастья и спокойствия своего ребенка – это постараться создать в семье гармоничные отношения. В этом случае вы вырастите уверенного в себе человека.
Стараясь сделать своих детей счастливыми, помните, что ребенок счастлив тогда,
когда счастливы его родители.
подробнее... / свернуть
15.03.2017Стресс и пути его преодоления
«Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)»
По своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.
подробнее... / свернуть Источники стресса могут быть:
Внешние - переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.
Внутренние - пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.
Причины и факторы, вызывающие стресс (стрессоры), разнообразны и многочисленны:
- перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
- любая сильная эмоция;
- усталость;
- физическая травма, операция, заболевание;
- шум;
- резкие изменения температуры и т.д.
Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией.
Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается.
Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начи - нает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
Третья стадия – стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.
Способы и принципы преодоления стресса
Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.
Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
Отвлечение от стрессовой ситуации - если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
Умение расслабляться - стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
Позитивное мышление - позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.
К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:
- В любой ситуации следует сохранять оптимизм.
- Стремиться к разумной организованности в жизни, работе, быту.
- Научиться говорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
- Учиться радоваться жизни.
- Не быть максималистом.
- Не копаться в своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
- Соблюдать правильный режим питания, сна и отдыха.
- Не злоупотреблять алкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
- Вести здоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
- При необходимости – снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.
- Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.
подробнее... / свернуть
20.11.201510 заповедей родительства
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он божий.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь, уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь - и не делаешь.
- Помни - перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
подробнее... / свернуть
12.06.201410 заповедей для родителей
Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
подробнее... / свернутьУважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
подробнее... / свернуть
11.06.2014Как бороться со страхами
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов.
подробнее... / свернутьСтрах – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
подробнее... / свернуть