Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся - СШ 3
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся

Мы рады приветствовать Вас

на странице социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи!

 

    Школа - это не только учебные кабинеты, контрольные работы, домашние задания.

    Это прежде всего люди, их интересы, дружба и общение, стремления и победы. Жизнь школы - это жизнь ее учеников и педагогов. Являясь частью школы, педагог психолог и педагог социальный способствуют созданию благоприятного психологического климата, атмосферы доверия и сотрудничества.

  Психолог поможет Вам 

  • узнать о себе, своем характере и способностях,
  • адаптироваться в новой жизненной ситуации,
  • определиться в выборе профессии,
  • справиться с переживаниями и жизненными трудностями,
  • преодолеть сложности в общении с окружающими.

Психолог всегда выслушает и поддержит, он объяснит ситуацию и совместно с Вами найдет возможные пути решения проблемы.

Психолог соблюдает конфиденциальность, не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.

 Мы можем поддержать Вас и оказать помощь во всех сферах жизни, которые важны для Вас.

Двери социально-педагогической и психологической помощи открыты для всех: учащихся, педагогов и родителей! 

Сайты правозащитных организаций

Детский правовой сайт   www.mir.pravo.by 

Сайт правовой информации в Беларуси  www.pravo.by

 Семейный портал   www.rebenok.by

 Национальный центр правовой информации РБ www.ncpi.gov.by

 Школьная жизнь Беларуси  www.school-city.by

 

                                                      Дорогой друг!

В жизни каждого из нас бывают ситуации, с которыми сложно справиться в одиночку:

-если ты не знаешь, как поступить;

-если тебе кажется, что тебя не понимают;

-если тебя обидели в школе или дома или ты оказался в какой-то иной сложной ситуации.

     У тебя есть возможность поделиться  своими переживаниями и найти ответы на важные вопросы, позвонив по  телефону доверия. 

Телефоны доверия для детей и законных представителей

Наименование учреждения

Телефоны

Время работы

Общенациональная детская линия помощи

8-801-100-16-11

круглосуточно
 

Бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия в Беларуси

8-017-317-32-32

круглосуточно

«Телефон доверия для детей и подростков» психологической помощи детям и их родителям в кризисных ситуациях

8-017-263-03-03

круглосуточно

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

8-029-899-04-01

Можно обращаться через мессенджеры Телеграмм (Telegram), Вайбер (Viber),

Ватсап (WhatsApp)

круглосуточно

Республиканский центр психологической помощи несовершеннолетним, родителям и педагогам

8-017-300-10-06

e-mail:

rcpp@bspu.by

ежедневно

Экстренная психологическая помощь УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» (г.Витебск)

8-0212- 61-60-60

круглосуточно

ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская

поликлиника №1  

 8-0216-51-17-21

ежедневно

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Толочинского района»

8-02136-5-76-48

понедельник- пятница

с 08.00 до 13.00,

с 14.00 до 17.00

ГУО «Толочинский  социально-педагогический центр»

8-02136-5-07-96

понедельник-пятница

с 8.00 до 17.00

УЗ «Толочинская ЦРБ»

8-02136-5-06-77

понедельник-пятница

с 15.00 до 17.00


       ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 г.ТОЛОЧИНА ИМЕНИ М.Б. ОСИПОВОЙ» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О.

Должность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Подпись

Луговцова

Светлана

Михайловнв

Педагог

социальный учитель

7.30-8.30

педагог социальный

8.30-9.30

учитель

9.30-12.00

педагог социальный

12.00-12.20

обед

12.20-16.20

педагог социальный

 

 

7.30-08.30 педагог социальный

08.30-10.30 учитель

10.30-12.00 педагог социальный

12.00-12.20

обед

12.20-16.20 педагог социальный

 

7.30-11.25 педагог социальный

11.25-12.25 учитель

12.25-12.45

обед

12.45-13.25 педагог социальный

13.25-15.25 учитель

15.25-16.20 педагог социальный

 

7.30-8.30

педагог социальный

8.30-9.30 учитель

9.30-10.25 педагог социальный

10.25-11.25 учитель

11.25-11.45

обед

11.45-13.25

педагог социальный 13.25-14.25 учитель

14.25-16.20

педагог социальный

7.30-17.20 педагог социальный

08.00-8.30

учитель

08.30-14.00 педагог социальный.

Посещение

семей. Консульти-рование при посещении. Заседание совета профилактики

 

     

                                   Среда     08.00-09.00

                                  Суббота         08.30-12.30                                                                                                         


                                    

Региональная карта помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, Витебской области


                                                              

                                  

ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 Г. ТОЛОЧИНА ИМЕНИ М.Б. ОСИПОВОЙ» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Ф.И.О

Должность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

подпись

Какошко

Екатерина

Васильевна

Педагог-психолог

 

 

 

Выходной

8.00-16.00

 

Обед:

12.00-12.20

8.00-16.00

 

Обед:

12.00-12.20

8.00-16.00

 

Обед:

12.00-12.20

8.00-16.00

 

Обед:

12.00-12.20

8.00-9.40

 

 

 

Проведение индивидуальных консультаций                                         

 для педагогов:       вторник: 10.00-11.00                                                                                                                

 обучающихся:         среда:        9.00-11.00                                                                                                                

  родителей:            четверг:    9.00-10.00

                                                                                                                                                                              суббота:   8.00-9.00


                                                                                                                                 

  

Фотоматериалы

  • Луговцова Светлана Михайловна
  • Педагог социальный
  • первая квалификационная категория
  • Витебский государственный университет им. П.М. Машерова
подробнее... / свернуть
  • Какошко Екатерина Васильевна
  • Педагог-психолог
  • первая квалификационная категория
  • БГПУ имени М.Танка
подробнее... / свернуть

Для получения экстренной Психолого-педагогической помощи пройдите по ссылке  Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях

Рекомендации по регуляции психоэмоционального состояния, снятию утомления и последствий стресса

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Как помочь подростку выбрать будущую профессию

12 советов как повысить самооценку и уверенность в себе?

Подростковое одиночество

Правила ведения спора

Развитие памяти и внимания

Рекомендации учащимся

Советы по выбору профессии


Советы выпускнику:

  Кaк лучше подготовиться к экзаменам

 Чтобы подготовка к экзаменам была эффективной и успешной, необходимо придерживаться некоторых правил.

► Следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради и т.п.

► Составьте план на каждый день подготовки, четко определяя, что именно сегодня будете изучать.

► Помните, что пик работоспособности организма приходится на 9-12 часов утра и 17-20 часов вечера.

► Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин – отдых или после изучения одной темы и перед переходом к другой.

► Готовясь к экзамену, не стремитесь к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам, по темам.

► При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал за счет составления плана. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.

► При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец ин­формации, а середина «выпадает».

► Чтобы материал запомнился на длительное время, его необходимо повторить несколько раз: сразу по окончании чтения, через 20 минут после предыдущего, через 8 часов, через сутки (лучше перед сном). Начинайте повторять с самой трудной темы, раздела, предмета.

► Постарайтесь закончить работу накануне экзамена в первой половине дня, чтобы к вечеру просмотреть весь материал, заострив внимание на наиболее трудных вопросах.

► Вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью хорошо выспаться, последние двенадцать часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.

► Готовясь к экзамену, рисуйте себе картину победы. Помните, что вера в успех – это половина успеха!

Во время  uнтенсивного умственного напряжения необходима питательная пища и сбалансированный комплекс витаминов

 Правильное питание — одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть 3-4 разовым, разнообразным, богатым витаминами и калорийным.

 Включите в ваше меню антистрессовые продукты:

► зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;

► рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;

► молочные продукты: содержат калий, способствующий расслаблению мышц;

► орехи: благотворно влияют на работу мозга, укрепляют нервную систему;

► сладости, содержащие простые углеводы, способны поднять настроение;

► овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом:

Морковь необходима для улучшения памяти при «зубрежке». Перед предстоящим заучиванием надо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

  Лук  - лучшее средство от перенапряжения и психической усталости.

Ананас. Если необходимо удерживать в памяти большой объем текста, формул или иностранных слов, то организму нужен витамин С, который в достатке содержится в этом фрукте. Пейте сок ананаса – достаточно одного стакана в день, чтобы почувствовать результат.

Капуста регулирует деятельность желез внутренней секреции, снимает стресс.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет большого количества витамина С.

Черника - идеальный десерт, так как улучшает кровоснабжение мозга.

Бананы содержат вещество серотонин, или, как говорят, «гормон счастья», которое способствует повышению жизненного тонуса.

 Как вeсти себя на экзамене?

Предэкзаменационный стресс является естественной реакцией организма в сложной или незнакомой ситуации. Даже хорошо подготовленный человек может растеряться из-за волнений, присущих экзаменационной атмосфере, поэтому рекомендуем Вам прочитать несколько советов, которые помогут не отвлекаться на излишние волнения и собраться в важный для Вас момент.

 

► Вам необходима психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Приучайте себя к успеху, удаче, сделайте ее привычной, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа.

► На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна, поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.

► Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с улыбкой и уверенностью, что всё получится.

► Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен, Я собран»,       «Я уверен в успехе», медленно повторите их 5-6 раз.

► Чтобы снять волнение, 3-4 раза глубоко вдохните и выдохните.

► Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните или знаете лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.

► Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составить план ответа, продумать, что вы будете рассказывать.

► Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первых предложениях своего ответа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете. 

► Отвечая материал, смотрите на экзаменатора и представляйте, что рассказываете самому доброжелательному и спокойному человеку.

 


Школа — твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои:

  • Учеба — твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.
  • В своем доме ты можешь участвовать в управлении жизнью ученического коллектива через совет самоуправле­ния.
  • Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, выражаешь несогла­сие — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — выполняй.
  • Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты.
  • Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись.
  • В твоем доме все работники школы — твои друзья. К друзьям относятся с уважением, добротой и искренностью.
  • Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
  • В твоем доме не принято курить, сквернословить, обижать других, не сдерживать собственное слово.
  • В твоем доме стараниями администрации и учителей — все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество — твоя обязанность.
  • В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет — за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.
  • Береги труд техничек и своих товарищей дежурных — соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе смен­ную обувь.
  • Дежурные отвечают за порядок в школе — выполняй их требования.
  • Отдыхая на перемене, не мешай другим.
  • Учись отстаивать собственное мнение, делая это корректно, тактично, не ущемляя достоинство других.
  • Отвечай за свои дела и поступки, ведь ты — человек разумный.

ПОДГОТОВКА К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ
Советы педагога - психолога
Подготовку к сдаче вступительных испытаний можно разделить на две части:
– как готовиться к вступительным испытаниям;
– как сдавать вступительные испытания.

«Как готовиться к вступительным испытаниям»

  • Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.
  • За 2 месяца до начала вступительных испытаний распредели объем материала по неделям.
  • Помни, что лучше всего забытый предмет учится в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.
  • Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.
  • Неделю перед вступительными испытаниями посвяти просмотру всех материалов.
  • За день до вступительных испытаний прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед вступительным испытанием). Знания должны немного “отлежаться”.

 Гимназия 

                                            

 

 

«Как сдавать вступительные испытания »

Три основных положения сдачи вступительных испытаний
1. Хорошая подготовка.

  • На вступительные испытания надо прийти отдохнувшим.
  • Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть. Выполняй работу в привычном для тебя режиме.
  • Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать вступительные испытания”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи вступительных испытаний.
Накануне вступительных испытаний проведи много времени на свежем воздухе. Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

  • Вечером посвяти один час просмотру конспектов, не повторяй, только просмотри.
  • В день вступительных испытаний нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала вступительных испытаний.
  • Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
  • Хорошо позавтракай перед вступительными испытаниями.
  • Какое-то время после прохождения вступительных испытаний  посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующим вступительным испытаниям. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника прохождения вступительных испытаний.

  • Оденься в соответствии с погодой. Соблюдай деловой стиль.
  • На вступительных испытаниях достаточно времени, чтобы выполнить работу в полном объёме и её проверить, но это не значит, что надо работать в медленном темпе.
  • Сначала решай более легкие для тебя задания, постепенно переходи к более трудным.
  • Каждое действие, даже самое простое, обязательно проверяй.
  • Не увлекайся черновиком (используй его для проверки вычислений, краткой записи условий задач, чертежей, рисунков). Вся работа должна быть выполнена на предложенных листах и готова к проверке.
  • После того как ты выполнишь работу, сделай перерыв на 1-2 минуты и внимательно себя проверь.

 

Психологическая подготовка к олимпиаде

Если ты испытываешь волнение, тревогу, страх по поводу предстоящей олимпиады, тебе будет полезно овладеть приемами саморегуляции своего эмоционального состояния. 
Предлагаемые рекомендации, упражнения помогут преодолеть тревогу, волнение, поддержать работоспособность, избежать переутомления и сохранить здоровье.
В человеке все взаимосвязано: состояние здоровья влияет на душевное состояние и наоборот. Поэтому сначала обрати внимание на следующее:
Перед олимпиадой

  • Хорошо выспись
  • Не следует переедать. Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
  • Бывай на свежем воздухе
  • Отдыхай

Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее упражнение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Упражнение «Лимон»
Сядь удобно: руки свободно положи на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представь себе, что у тебя в правой руке лежит лимон. Начинай медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуешь, что «выжал» весь сок. Расслабь руку. Запомни свои ощущения.  Теперь представь, что лимон находится в левой руке. Повтори упражнение. 
Выполни упражнение одновременно двумя руками. Расслабься. Насладись состоянием покоя.

Упражнение «Воздушный шар».
Представь, что в твоей груди находится воздушный шар. Вдыхая через нос, до отказа наполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он уходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Что делать, если глаза устали?

  • Посмотри попеременно вверх-вниз, влево - вправо.
  • Нарисуй глазами свое имя, фамилию.
  • Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом -  на листе бумаги перед    собой (20 сек.)

Как нужно выглядеть на олимпиаде?
Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать раздражение со стороны преподавателей. Ничего лишнего!

Как вести себя во время олимпиады?
Чаще подбадривай себя. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас.
Я готов! Я собран! У меня все получится! Я уверен в успехе!
Помни, что вера в успех – это половина успеха!

Будь оптимистом. Помни, что наш мозг подобен компьютеру. Он хранит информации гораздо больше, чем мы можем предположить, Главное, взять себя в руки, и тогда, в нужный момент всегда вспомнятся нужные тебе знания. 
Не спеши отвечать или сдавать свою работу.  Сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, то можешь сдавать работу.

Говори уверенно, спокойно, четко и ясно. Таким образом тоже удается унять волнение. Можешь представить, что перед тобой не преподаватель, а твоя мама, друг (отвечать будет не так страшно).

Человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно.

Если ты потерпел неудачу?
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг  к успеху. Жизнь продолжается.

Быстрые способы успокоиться, улучшить настроение

«Передышка»
Отложи в сторону все проблемы, которые тебя беспокоят. Ты сможешь вернуться к ним, когда пожелаешь. В течение трех минут дыши медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Представь, что когда ты глубоко неторопливо дышишь, все твои беспокойства и неприятности улетучиваются. При вдохе можешь повторять себе: «Я начинаю чувствовать себя лучше».

«Убежище»
Представь себе, что у тебя есть удобное надежное убежище, в котором ты можешь укрыться, когда пожелаешь. Это место не обязательно должно быть реально существующим. Это может быть шалаш в лесу, таинственный замок, космический корабль … Мысленно опиши это безопасное удобное место. Можешь нарисовать его. Ты можешь там отдыхать, рисовать, слушать музыку, разговаривать с другом.

«Сила воображения»
Представь свою проблему в виде лески, которая зацепилась в воде за корягу. Ты отрезал леску, и проблема уплыла.

По вопросам психологической подготовки к олимпиаде ты можешь обратиться к школьному педагогу-психологу

 Все будет хорошо! Успехов!

 

14 секретов запоминания

 Люди отличаются друг от друга не только внешними чертами, характером, поведением, но и индивидуальными особенностями памяти. Одни легко запоминают и прочно удерживают в памяти факты, события, другие запоминают внутреннюю связь явлений и событий. Отличается у нас и способ восприятия информации. Кто-то легче запоминает услышанное (аудиалы), а кто-то увиденное (визуалы). Чтобы определить, кто вы – аудиал или визуал, выполните следующее упражнение. Вспомните обыкновенный телефон. Что первым приходит на ум – его звонок или цвет (форма)? Если вначале вспомнился звук, то вы легко и быстрее запоминаете на слух. Если цвет (форму), то вам легче запомнить увиденное. Но в любом случае оптимальному запоминанию содействует совместное участие нескольких органов чувств. Поэтому лучше всего видеть перед собой текст и одновременно «озвучить» его – читать вслух, проговаривать то, что нужно запомнить.

  1. Процесс запоминания ускоряется, если информация понятна и систематизирована. Поэтому целесообразнее потратить время на то, чтобы понять материал, чем на механическое зазубривание. Понимание материала достигается при осмысливании и сопоставлении новой информации с известной: сначала нужно понять общий смысл, затем выделить и запомнить главные смысловые фрагменты и, наконец, проанализировать отдельные детали.
  2. Если материал большой по объёму, то его следует разбить по смыслу, выделить смысловые опорные пункты. Для этого вначале нужно прочесть весь материал и осмыслить его. Чтобы связать между собой смысловые части, надо выделить опорное слово, от которого потом будет легче оттолкнуться для раскрытия содержания всей части.
  3. Большое значение для успешного усвоения знаний имеют максимальная концентрация внимания, напряжение умственных сил.
  4. Сознание необходимости, важности запоминаемой информации и связанная с этим ответственность значительно улучшает запоминание. Эффективной будут сознательная установка на длительное запоминание, постановка цели: запомнить навсегда.
  5. При заучивании любого материала полезно выполнять какие-либо активные действия: записывать самое главное, читать текст вслух, и т.д.
  6. Даже если всё выучено, лучше повторить материал. Полезно рассказать текст вслух, а потом свериться с учебником. И если есть проблемы в теме, материал необходимо подучить.
  7. Огромную роль в закреплении следов памяти играют эмоции, которые возникают на основе интереса. Поэтому необходимо создать интерес к изучаемому материалу.
  8. Повторение – мать учения, говорят в народе. Безусловно, изученный материал необходимо повторять. Первый раз лучше всего повторить изученное либо через 10-30 минут после окончания занятия (не раньше) или сразу после перерыва в занятиях. Причём совершенно не обязательно всё прочитывать – достаточно просто просмотреть материал. Второй раз желательно повторить учебный материал перед сном.
  9. Перерывы необходимы. Повтор без перерыва в 10-30 минут, приводит к перегрузке кратковременной памяти, и информация с большим трудом предаётся в долговременную память. А ведь именно долговременное хранение информации нам необходимо!
  10. Во время перерыва желательно проявлять физическую активность – то есть отдыхать не сидя или лёжа, а прогуляться хотя бы по квартире, поупражняться и т.д. а после перерыва сделать первый повтор.
  11. Предметы необходимо чередовать. Например: математика – литература – физика - география…
  12. Оптимальный график работы с информацией выглядит так: 
    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 
    30 минут занятий – 60 минут перерыва.
  13. Придя на экзамен, будьте твёрдо уверены: ВЫ ЗНАЕТЕ! Займите своё место и сосчитайте до 10, затем 7 раз сделайте быстрый вдох и очень медленный выдох. Потом спокойно пишите опорные слова. 

Удачи Вам!


Государственное учреждение образования «Толочинский социально-педагогический центр»

                               Памятка для родителей и педагогов

                         «Способы повышения учебной мотивации»

«Если ты сейчас уснешь, то тебе приснится твоя мечта,

но если ты сейчас будешь учиться,

то воплотишь свою мечту в жизнь».

                                        Гарвард

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены учебные предметы. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия.

Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания. 

Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности; 
прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения. 

 

Причины мотивационного кризиса учащихся:

1. избыточность учебного материала; 

2. отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); 

3. в системе образования все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»; 

4. в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей. 

 

Способы повышения внутренней мотивации.

1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.

5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

 

Наиболее значимыми в работе учителя по созданию мотивационной сферы учащихся можно считать следующие установки и действия:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; 

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Вывод: грамотно организовать процесс мотивации и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу учащихся.


   Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

ГУО «Толочинский социально-педагогический центр»

 

НАШИ   КООРДИНАТЫ: 211092

Витебская обл., г. Толочин, ул. Ленина, д.33

(здание шестилеток)

Тел. 8(02136) 5-07-96, 8(02136) 2-35-30 (приют) 

Толочин 2020


 

Заповедь преподавателя

1. Не делай свой предмет самоцелью. Ищи всегда связи с другими предметами.
2. Работай на конечную цель – подготовку высокопрофессионального специалиста и всесторонне развитую личность.
3. Учитывай задачи, которые решает практика.
4. Добивайся предельной простоты в изложении сложных вопросов.
5. Смелее выдвигай проблемные вопросы. Буди мысли учащихся. Учи вырабатывать способности к самостоятельной работе.
6. Веди постоянный поиск лучших форм урока.
7. Будь объективен в оценке знаний учащихся, не угнетай их оценками.
8. Умей признавать свои ошибки.
9. Умей выслушивать вопросы.
10. Уважай в учащемся человека. Никогда не унижай его достоинств.
11. Поощряй творческий подход в решении задач.
12. Добивайся простоты в обращении. Не допускай панибратства.
13. Имей бесконечное терпение.
14. Добивайся ведения урока «играючи», не создавай напряженной атмосферы.
15. Дисциплина в классе в твоих руках. Умей обходиться своей властью.
16. Не унижай достоинство других преподавателей и администрации.
17. Будь примером доброты, честности, правдивости, опрятности, эрудиции

Памятка молодому педагогу

1. В повседневных отношениях с ребятами Вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль отношений, старайтесь развить у себя способность к педагогической импровизации.
2. Ваш успех в отношениях с учащимися во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами своих ребят.
3. Если Вы хотите, чтобы ваша беседа с ребятами состоялась, старайтесь начинать ее дружеским тоном, называйте учащегося по имени.
4. Чтобы ваш диалог был плодотворным, старайтесь удерживать в своих руках инициативу отношений.
5. При первом общении с учащимся старайтесь никогда его не критиковать.
6. Если вы хотите завоевать авторитет у учащегося, проявляйте к нему в процессе общения неподдельный интерес.
7. Если вы хотите убедить собеседника в том, что он не прав, начинайте с тех вопросов, ответы на которые у вас совпадают.
8. Вступая в беседу с учащимися, старайтесь быть максимально дипломатичным, вести диалог на равных.


РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Памятка для педагогов «Как помочь учащемуся правильно выбрать профессию?»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ. КАК БЫТЬ?

Советы педагогам, в классах, которых учатся дети из приёмных семей

Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к экзаменам

Рекомендации психолога по работе с «Трудными подростками»

Формирование навыков самооценки у первоклассников

ШУМ В КЛАССЕ: ПОМЕХА ИЛИ НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе

Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 5-6 лет скачать

РОДИТЕЛИ: 20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали ИЗАБЕЛЬ ФИЙОЗА скачать книгу


«Готовность ребенка к школе»

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители, у ваших детей впереди новый этап в жизни - школа. И для них это что-то очень неизведанное, новое, загадочное и очень взрослое. «Скоро мы станем учениками», - с гордостью говорят выпускники детских садов. Для них это первый осознанный шажок во взрослую жизнь.

Что же нужно, для того, чтобы быть готовым к школе? Купить красивый рюкзак, ручки и тетрадки? Конечно, это необходимо сделать, ответственно отнести к таким важным для ребенка вещам, но давайте поговорим о более серьезных вещах, о психологической готовности к обучению в школе.
Психологи различают разные виды готовности к обучению.
Личностная готовность к обучению.
Личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как  правило, дети выражают желание идти в школу. Спросите у своего ребенка, почему они хотят идти в первый класс. 
 Родителям полезно знать, что же привлекает их ребенка к школе. 
«Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Саша учится, он мой друг...» И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. Внешние аксессуары школьной жизни, жела­ние сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. 
Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. А вот быть школьником — совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью — учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, высокого  уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники могут учиться очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, а дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. Чего будут стоить первые шаги в школе такому ребенку!
 Намного разумнее — сразу сформировать верное представление о школе,  положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлении ребёнка об окружающем, оно определяется доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом ее подачи школьнику.
Эмоционально-волевая готовность.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими.  Непременным условием является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Родители должны способствовать формированию у детей таких качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают  безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют со­зданию благоприятных условий для дальнейшего развития.
Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.
Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-матросам», как не выполнить требования мамы - «капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря  и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности и насилия осуществлять руководство трудовым, физическим и нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельности к другому происходит в игре легче.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни, необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-ми годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет; 
• название страны и ее столицы; 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
• времена года, их последовательность и основные признаки; 
• названия месяцев, дней недели; 
• основные виды деревьев и цветов. 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 
Социально-психологическая готовность.
Подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Можно представить общительного ребенка, который имеет много друзей, однако совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай: сосредоточенный на учебе ребенок является мишенью для насмешек одноклассников и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.
Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая отметка, но и конфликты со сверстниками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. По отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию (знания) и оценку (отметки и похвалу). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения.
Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми у младших школьников преобладает социальное побуждение, стремление к общению.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично.
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей. 
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 
1. Умение правильно произносить все звуки речи, различать их на слух. 
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. 
4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми). 
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. 
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.). 
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.



Рекомендации нейрофизиологов для родителей будущих первоклассников

 (из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»). 

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим; они разные даже по биологическому возрасту: девочки обычно старше ровесников, мальчиков. 
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. 
4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга. 
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. 
Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели. 
Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
Обсуждая вопросы подготовки детей к школе, разумно предостеречь родителей от возможных ошибок.

  • Не стоит слишком увлекаться подготовкой, направленной, на усвоение программы 1-го класса, так как это способствует формированию у ребенка привычки к легким победам, к замене учения узнаванием.
  • Не ругайте ребенка за ошибки. Их нужно спокойно исправлять.
  • Совсем недопустима подготовка «из-под палки», основанная на страхе ребенка, поскольку в этом случае вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе еще до школы.
  • Не ставьте перед ребенком слишком сложных для его возраста задач.
  • Помните, что успех ребенка в школе зависит не только от навыков счета и письма, но и от уровня его готовности к учебе вообще. Поэтому обязательно объясните ребенку, что такое школа, почему она важна для него, как себя правильно вести в школе. Поговорите с ребенком о том, почему на уроке необходимо внимательно слушать учителя, запоминать и понимать сказанное и каждый день добросовестно делать домашнее задание.

И в заключение еще один совет: подготавливая ребенка к школе, не лишайте его возможности играть, поскольку в дошкольном возрасте многие игры существенно определяют интеллектуальное развитие ребенка. Познакомьтесь с соответствующими методиками, которые опираются именно на развивающие игры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1 – 4-ых КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Рекомендации родителю «Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы»

Рекомендации родителям тревожных детей

 Девять подсказок для родителей первоклассника

 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 Как стимулировать и развивать способности ребенка

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

Советы родителю «Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ


Уважаемые родители наших пятиклассников!

      Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как очень важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

 В 5 классе коренным образом меняются условия обучения, вследствие чего возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней – все это является довольно серьезным испытанием для ребенка.

 Пятиклассник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и ему необходимо научиться учитывать эти требования, преодолевать связанные с этим трудности. В период привыкания к новым учебным условиям дети могут стать более замкнутыми, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут быть забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможное снижение успеваемости в первые недели обучения в 5 классе, также обусловлено  связано особенностями адаптационного периода.

 Как правило, адаптация к средней школе длится первые 2–4 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

 В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Это поможет вашему ребенку более эффективно решать проблемы в школе. Воодушевляйте его на рассказ о школьных делах. Находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе: спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.  Формируйте у ребенка уважительное отношение к педагогам, прививайте любовь к школе. Не допускайте негативные высказывания об учителях и школе в его присутствии. При возникновении конфликтных ситуаций, помогите ребенку осмыслить свою позицию и принять верное решение.

 Преодоление сложностей адаптационного периода укрепит у ученика чувство взрослости, уверенности в себе. Важно только помочь пятикласснику освоить этот новый для него статус.                                          

 Помните! Ваш ребенок не лучше всех, не хуже всех!

ОН– неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

  И очень хочется пожелать вам, уважаемые родители, чтобы вы придерживались золотых правил воспитания:

  •       Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

  •      Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

  •      Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

  •      Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

  •      Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

  •      Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

  •      Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

  •      Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

  •      Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

  •      Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

    Советы психолога родителям


    1) ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

     Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (пятый класс) и переход из средней в старшую (десятый класс).

     Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе.

     1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?- М., 1996.

     2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить, - Минск, 1998.

     3. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! – Ярославль, 1999.

     4. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка, - Минск, 1998.

     5. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности, - Рига, 1999.

    2) КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ

    Одаренность – это  врожденная склонность к успешному освоению какой-либо деятельности.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Особенноcти развития познавательной сферы

    1. Любопытство – любознательность – познавательная активность

    Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

    1. Сверхчувствительность к проблемам

    Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным.

    1. Оригинальность и гибкость мышления

    Одаренный ребенок способен выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, способен быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи.

    1. Способность к предвидению

    Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам свойственны способность к прогнозированию, предвосхищению.

    1. Высокая концентрация внимания

    Одаренный ребенок склонен к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Он часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься им способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней.

    1. Отличная память

    Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности.

    1. Способность к оценке

    Эта способность предполагает возможность оценки результатов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и мыслей и поступков других людей.

    1. Интересы и склонности

    Одаренным детям в силу того, что им удается если не все, то многое, как правило, хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил, их нерациональной трате. Но не следует забывать, что широта интересов – это проявление творческих способностей.

    Особенности псuхосоциального развития

    1. Самоактуализация

    Одаренным детям свойственно стремление реализовать свои личностные возможности, раскрыть свой внутренний потенциал.

    1. Социальная автономность

    У одаренного ребенка присутствует способность и стремление противостоять мнению большинства.

    1. Эгоцентризм

    Одаренные дети, так же как и их сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них в мыслях, желаниях, поступках. У них сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим.

    Особeнности эмоционального развития

    Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, нетерпеливы.

    3) КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 

    1. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей — одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки.
    2. Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.
    3. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.
    4. Создавайте у ребенка мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте самостоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объясне­ний и бесед.
    5. Развивайте способности ребенка, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные по­сильные занятия. В то же время не перегружайте его: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.
    6. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.
    7. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любо­пытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.
    8. Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.
    9. Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

     

    4) Рекомендации родителям по созданию условий для повышения  учебной мотивации  у  детей

        Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

          Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

          Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.

          Учитесь вместе с ребёнком. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  «Что больше всего запомнилось?», «Что  понравилось, а что нет?».

          Читайте вместе с детьми книги по ролям.

          Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых. Из-за этого самооценка  значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы.

          Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.

          Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.

          Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.

          Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них.

          У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему возможность быть полноправным хозяином  своего уголка.

    5) РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ЭКЗАМЕНАМ

     Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы, контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.

    Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте ребенка. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.

    Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужна ваша любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно.

    Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.

    Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того, что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться.

    Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение.   

      Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще дорогого стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение.

    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Желательно делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому. После 2,5–3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20–30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Продолжительность сна в период подготовки к экзаменам должна составлять не менее 8 часов.

    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Психологи рекомендуют вводить в интерьер желтый и фиолетовый цвет (это могут быть какие-то предметы, картинки).

    Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, мясо, яйца, молочные продукты (творог, сыр и др.), орехи, мед, фрукты (лимоны, бананы, апельсины и др.) и овощи (капуста, морковь) особенно необходимы в период подготовки и сдачи экзаменов.

    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно составлять план-конспект материала, делать схемы.

    Для улучшения памяти полезно массировать веки кончиками указательных пальцев, массаж производить ото лба к затылку. Сконцентрировать внимание помогает потирание носа кончиками пальцев.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.

    Чаще хвалите ребенка, приободряйте, вселяйте ему веру в свои силы. И, конечно же, демонстрируйте свою любовь ребенку.

    6) ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

     Наши дети – это особый мир, со своими правилами и законами. Они ведут себя не так, как взрослые. Иногда, не умея попросить помощи, поговорить с окружающими о том, что его беспокоит, дети начинают капризничать, замыкаться в себе, либо, наоборот, конфликтовать с окружающими. До подросткового возраста они  во многих случаях не могут оценить свое состояние и как-то его дифференцировать. Им труднее разобраться и в причинах, вызвавших недовольство собой и миром. А потому справиться с эмоциональным спадом самостоятельно им бывает не под силу и они нуждаются в помощи взрослых, в первую очередь, родителей.

    Итак, что делать, если…

     ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ...... у вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребенок 6_1

    Определите причины:

    Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно, и Вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:

    • Незнание ребенка, как ему выразить своё настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.

    •  Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.

    Как вести себя с беспокойным ребенком:

        Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

        Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает Вам в поведении.

        Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у Вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

        Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему Вы поступили так, а не иначе.

    Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ... у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок 6_2

    Определите причины:

    •  Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

    • Хрупкость и ранимость. Ребёнок настолько тонок и чувствителен к любому неосторожному слову, прикосновению, что стремится закрыться от контактов вообще.

    • Застенчивые или необщительные родители. С помощью подражания ребёнок впитывает качества родителей и принятые в семье способы контактов с обществом.

    Как себя вести с застенчивым ребенком:

        Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.

        Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном, придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

        Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

        Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ...  у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок 6_3

    Определите причины:

    •  Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

    •  Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

    •  Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

    Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

     

    Как себя вести с конфликтным ребенком:

        Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

        Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в её возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

        После ссоры обсудите с ребенком причины её возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

        Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

        Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

     

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ... у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок6_4

    Определите причины:

    В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие.

     Как вести себя с замкнутым ребенком:

        Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

        Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

        Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.

        Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится всё более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

    Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и будьте готовы к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ... у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА 6_5

    Определите причины:

    Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

    В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:

    •  активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;

    •  пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственные детям с заниженной самооценкой;

    •  при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.

    В младшем школьном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

     

    Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка:

    Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:

        Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

        Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучшего его.

        Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

        Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

        Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

        Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ... у Вас ГИПЕРАКТИВНЫЙ ребенок 6_6

    Определите причины:

    К внешним проявлениям гиперактивности относится  невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутству ют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обуче­нии, низкая самооценка.

    Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперак­тивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, такие социально–психологические факторы, как микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания и т. д.

     

    Как вести себя с гиперактивным ребенком:

        Говорите мягко, сдержанно, спокойно.

         Для укрепления устных инструкций используйте зрительное подкрепление.

         Избегайте постоянных слов «нет» и «нельзя».

         Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

         Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку.

         Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, чтение, разгадывание кроссвордов,  работа с конструктором).

         Избегайте, по возможности, большие скопления людей. Пребывание в крупных магазинах  оказывает на ребенка чрезмерное возбуждение.

         Во время игр ограничивайте ребенка одним-двумя партнерами. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

         Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

         Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

     7) Что дети хотят слышать от своих родителей каждый день?

     Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что НЕОБХОДИМО ребенку слышать от своих родителей?  

    Попробуйте вспомнить себя в возрасте своих детей. Что Вы были бы рады слышать от своих родителей? Есть ли какие-то слова, которые Вы так и не услышали от них до сих пор?

    У Вас есть уникальная возможность обратиться к своим детям СЕЙЧАС, сказать им важное и столь для них необходимое.

     Фразы, которые хочет услышать каждый ребенок:

    1. Я люблю тебя. Не думайте, что это очевидно. Не думайте, что Ваш ребенок и так знает об этом. Не думайте, что смутите его. Просто ГОВОРИТЕ это почаще.

    2. Я горжусь тобой. О чем Вы упоминаете, когда разговариваете с кем-нибудь о своем ребенке? Как Вы его характеризуете? Случается, что родители обсуждают только негативное в поведении, в характере своих детей. Если Вы поймали себя на том, что чаще говорите о плохом, постарайтесь найти что-то позитивное в ребенке: доброе сердце, творческие способности, воображение, нестандартное мышление. Говорите об этом другим и самому ребенку.

    3.  Я поддерживаю тебя. Подростки «сами знают, что для них лучше»: это касается выбора одежды, друзей, интересов, даже будущего (учебы, профессии). Старайтесь не навязывать свое мнение, свою позицию. Говорите ребенку о том, что его мысли кажутся Вам важными, заслуживающими того, чтобы их поддержали.

    4. Я верю в тебя. Ничто не укрепляет самооценку так, как переживание успеха. Важно, чтобы близкие люди верили в то, что успех возможен. Важно, чтобы Вы были уверены в том, что Ваш ребенок способен на многое.

    5.  Прости. Иногда попросить прощения очень тяжело. Многие взрослые боятся признать свою неправоту, ведь это снизит их авторитет. На самом деле ничто не обладает таким воспитывающим значением, как пример взрослого, готового отвечать за свои ошибки, готового сменить позицию «вечно правого».

    6. Ты хороший человек. У детей очень неустойчивая самооценка. Они много сомневаются в себе, не могут оценить однозначно свои поступки по отношению к друзьям и так нуждаются в том, чтобы Вы были уверены в том, что ошибки, проступки бывают даже у очень-очень достойных людей.

    В течение недели Ваш ребенок услышит самые важные и необходимые для него слова от самых важных и необходимых для него людей – его родителей. ГОВОРИТЕ с ребенком чаще, подчеркивайте его достоинства и то, как он важен для Вас. И не забывайте обнимать ребенка!