Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>;
Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928) <H11200376>;
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 126-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2014, 2/2124) <H11400126>
Статья 19. Учреждения образования
1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
1.1. учреждения дошкольного образования;
1.2. учреждения общего среднего образования;
1.3. учреждения профессионально-технического образования;
1.4. учреждения среднего специального образования;
1.5. учреждения высшего образования;
1.6. учреждения специального образования;
1.7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
1.8. учреждения дополнительного образования взрослых;
1.9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
1.10. социально-педагогические учреждения;
1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения;
1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.
2. Учреждения общего среднего образования, учреждения профессионально-технического образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения относятся к учебным заведениям.
3. Учреждения образования соответствующего типа с учетом особенностей организации образовательного процесса подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.
4. Положение о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом. Положения о суворовском училище и о кадетском училище утверждаются Президентом Республики Беларусь.
5. Учреждения образования могут реализовывать образовательные программы основного образования, образовательные программы дополнительного образования, образовательные программы специального образования, программы воспитания. Образовательные программы, программы воспитания, которые могут реализовывать учреждения образования соответствующего вида, устанавливаются настоящим Кодексом.
6. Учреждения образования могут быть государственными и частными.
7. Учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, гражданской авиации, специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы и профессионально-технические училища, находящиеся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения могут быть только государственными.
8. Тип и вид учреждения образования определяются при его создании в соответствии с реализуемыми образовательными программами и (или) программами воспитания.
9. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения учреждения образования создаются в порядке, установленном законодательством. Создание филиала учреждения образования республиканской формы собственности подлежит согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, коммунальной формы собственности – с местным исполнительным и распорядительным органом. Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
10. Учреждению профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли. Положение о порядке признания учреждения образования соответствующего типа ведущим учреждением образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли утверждается Правительством Республики Беларусь. По решению Президента Республики Беларусь учреждению высшего образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в системе дополнительного образования взрослых.
11. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Кодексом, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
Статья 23. Структура учреждения образования
1. Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.
2. К обособленным подразделениям учреждения образования относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение.
3. К структурным подразделениям учреждения образования относятся библиотека, общежитие, учебно-опытный участок (хозяйство), производственная (учебно-производственная) мастерская, лаборатория, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), институт без права юридического лица, факультет, факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, кафедра, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), отделение, учебное хозяйство, учебный полигон, автодром, ресурсный центр, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-консультационный пункт, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, центр допризывной подготовки, детский социальный приют, специальное отделение, центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, иные структурные подразделения.
4. Структурное подразделение может создаваться как обособленное подразделение.
5. Учреждения образования формируют свою структуру в соответствии с законодательством, их уставами.
Статья 30. Обучающиеся
К обучающимся относятся:
аспирант (адъюнкт) – лицо, осваивающее содержание образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации «Исследователь», в дневной или заочной форме получения образования;
воспитанник – лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
докторант – лицо, осваивающее содержание образовательной программы докторантуры в дневной форме получения образования;
курсант – лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ среднего специального образования или образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, или образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, гражданской авиации;
магистрант – студент, обучающийся на II ступени высшего образования;
слушатель – лицо из числа офицерского состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, получающее первое высшее образование по профилю образования «Здравоохранение», высшее образование II ступени, второе или последующее высшее образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также лицо из числа руководящих кадров, лиц, включенных в резервы руководящих кадров, получающее высшее образование I ступени в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, или лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов;
соискатель – лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ послевузовского образования в форме соискательства;
стажер – лицо, осваивающее содержание образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов;
студент – лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования;
учащийся – лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ среднего специального образования, или образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Статья 59. Договоры в сфере образования
1. Для получения послевузовского, высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, в том числе на условиях целевой подготовки, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, а также для оказания услуг в сфере образования на платной основе заключается договор.
2. Образовательные отношения возникают на основании:
2.1. договора о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета;
2.2. договора о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе;
2.3. договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.4. договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);
2.5. договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
2.6. договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.7. договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе;
2.8. договора о переподготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.9. договора о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе;
2.10. договора о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.11. договора о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) на платной основе;
2.12. договора о повышении квалификации рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.13. договора о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе;
2.14. договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.15. договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе;
2.16. договора о стажировке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета;
2.17. договора о стажировке руководящего работника (специалиста) на платной основе;
2.18. договора о платных услугах в сфере образования.
3. Типовые формы договоров утверждаются Правительством Республики Беларусь.
4. Договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.
Статья 175. Ведущие учреждения профессионально-технического образования
1. Учреждению профессионально-технического образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях.
2. Статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на республиканском уровне предоставляется в целях совершенствования системы профессионально-технического образования и усиления его роли в обеспечении квалифицированными кадрами наукоемких, высокотехнологичных производств, разработки современных образовательных технологий и средств обучения и определяется по профилям образования и (или) направлениям образования.
Статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на республиканском уровне предоставляется Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства образования Республики Беларусь на основании предложений государственных органов (организаций), в подчинении которых находятся учреждения профессионально-технического образования.
3. Статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на областном (города Минска) уровне предоставляется в целях совершенствования научно-методического обеспечения профессионально-технического образования и координации деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования и расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, при внедрении инновационных проектов и решении иных задач в сфере профессионально-технического образования соответствующей административно-территориальной единицы.
Статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на областном (города Минска) уровне предоставляется учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
4. Ведущие учреждения профессионально-технического образования взаимодействуют с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, учреждениями профессионально-технического образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического образования, и организациями – заказчиками кадров.
Статья 184. Система научно-методического обеспечения профессионально-технического образования
1. Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования включает в себя:
1.1. учебно-программную документацию образовательных программ профессионально-технического образования;
1.2. учебные программы по учебным предметам;
1.3. программно-планирующую документацию воспитания;
1.4. учебно-методическую документацию;
1.5. учебные издания;
1.6. информационно-аналитические материалы.
2. Учебные программы по учебным предметам относятся к учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования и используются при изучении учебных предметов общеобразовательного компонента.
3. Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования осуществляют:
3.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования;
3.2. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение общего среднего образования;
3.3. учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования;
3.4. учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования;
3.5. организации – заказчики кадров;
3.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере профессионально-технического образования.
Статья 193. Ведущие учреждения среднего специального образования
1. Учреждению среднего специального образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях.
2. Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском уровне предоставляется в целях совершенствования содержания образовательных программ среднего специального образования, разработки учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования и решения иных задач в сфере среднего специального образования и определяется по профилям образования и (или) направлениям образования.
Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском уровне предоставляется Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства образования Республики Беларусь на основании предложений государственных органов (организаций), в подчинении которых находятся учреждения среднего специального образования.
3. Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на областном (города Минска) уровне предоставляется в целях совершенствования научно-методического обеспечения среднего специального образования и координации деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования и расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, при внедрении инновационных проектов и решении иных задач в сфере среднего специального образования соответствующей административно-территориальной единицы.
Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на областном (города Минска) уровне предоставляется Министерством образования Республики Беларусь на основании предложений государственных органов (организаций), в подчинении которых находятся учреждения среднего специального образования.
4. Ведущие учреждения среднего специального образования взаимодействуют с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, учреждениями среднего специального образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы среднего специального образования, и организациями – заказчиками кадров.
Статья 200. Система научно-методического обеспечения среднего специального образования
1. Научно-методическое обеспечение среднего специального образования включает в себя:
1.1. учебно-программную документацию образовательных программ среднего специального образования;
1.2. программно-планирующую документацию воспитания;
1.3. учебно-методическую документацию;
1.4. учебные издания;
1.5. информационно-аналитические материалы.
2. Научно-методическое обеспечение среднего специального образования осуществляют:
2.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение среднего специального образования;
2.2. учреждения среднего специального образования;
2.3. иные учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования;
2.4. учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования;
2.5. организации – заказчики кадров;
2.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере среднего специального образования.
Статья 240. Система дополнительного образования взрослых
1. Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.
2. Система дополнительного образования взрослых включает в себя:
2.1. участников образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
2.2. образовательные программы дополнительного образования взрослых;
2.3. учреждения дополнительного образования взрослых;
2.4. иные учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
2.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых;
2.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых;
2.7. учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;
2.8. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
2.9. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых;
2.10. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования взрослых.
Статья 245. Учреждения дополнительного образования взрослых
1. Учреждение дополнительного образования взрослых – учреждение образования, которое реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы послевузовского образования.
2. Учреждения дополнительного образования взрослых могут быть следующих видов:
2.1. академия последипломного образования;
2.2. институт повышения квалификации и переподготовки;
2.3. институт развития образования;
2.4. центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
2.5. центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.
3. Академия последипломного образования – учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, выполняет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, экспертные, прогнозирующие, информационно-аналитические и научно-методические функции в сфере дополнительного образования взрослых, координирует деятельность учебно-методических объединений в сфере дополнительного образования взрослых, а также может реализовывать другие виды образовательных программ дополнительного образования взрослых, образовательные программы послевузовского образования.
4. Институт повышения квалификации и переподготовки – учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, выполняет прикладные научные исследования в сфере дополнительного образования взрослых, а также может реализовывать другие виды образовательных программ дополнительного образования взрослых, образовательные программы послевузовского образования.
5. Институт развития образования – учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, выполняет информационно-аналитическую, научно-методическую, организационно-методическую функции в сфере дополнительного образования взрослых, а также может реализовывать по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь другие виды образовательных программ дополнительного образования взрослых.
6. Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов – учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, может реализовывать по решению Правительства Республики Беларусь образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, а также может реализовывать образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.
7. Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих – учреждение дополнительного образования взрослых, которое реализует образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также может реализовывать образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.
Статья 248. Ведущие учреждения дополнительного образования взрослых
1. Учреждению дополнительного образования взрослых в целях дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования взрослых, усиления его роли в решении научно-технических и иных задач в системе дополнительного образования взрослых, содействия развитию направлений научных исследований в конкретной отрасли, координации деятельности учебно-методических объединений в сфере дополнительного образования взрослых и разработки современных образовательных технологий и средств обучения может быть предоставлен статус ведущего учреждения дополнительного образования взрослых в отрасли.
2. Статус ведущего учреждения дополнительного образования взрослых в отрасли предоставляется Министерством образования Республики Беларусь на основании предложения государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение дополнительного образования взрослых.
подробнее... / свернуть