Советы дефектолога - СШ 3
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Дисграфия и дислексия

Если ребёнок заикается

Как быть, если ребёнок говорит неправильно

Леворукий ребенок в праворуком мире

Советы по развитию памяти у первоклассников

Советы по развитию слухового восприятия

Приемы для улучшения техники чтения

Чтобы научить своего ребёнка быстрому и лёгкому чтению родители могут воспользоваться следующими приёмами.

  1. Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
  1. Предлагайте ребёнку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, — помощница в улучшении техники чтения.
  1. Используйте приём параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним – про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняются ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
  1. Интересный приём для тренировки навыка чтения «Секретное письмо». На большом листе бумаги взрослый пишет какое-то слово с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Затем ребёнку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребёнка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника. А прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

Упражнения для улучшения техники чтения 

          Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжить его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать ещё раз. Однако более 3-х раз не следует этого делать. Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребёнка.

          Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребёнку объясняем так: «Теперь снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребёнок прочитывает текст до конца, но взрослый не останавливает его. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. Ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможности надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели техника чтения ребёнка заметно улучшится.

           «Бросок — засечка»

Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка» читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» ребёнок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.


 

Причины, тормозящие скорость чтения 

      Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т. е. читает целыми словами, но всё равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания.

   Природный темп деятельности

Обычно родители замечают, что их ребёнок медлителен, немножко «капуша». Вины ребёнка в этом нет. Темп деятельности является составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врождённым, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врождённым, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени способен прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного человека напоминает бег с препятствиями. Смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки.

  Регрессии

Это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространённый. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель прочитывает текст дважды. Проследите за глазами и речью ребёнка при его чтении. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2-3 раза для понимания, в чтении присутствуют регрессии.

Антиципации

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что это за слово по содержанию. Такой приём называется антиципацией, по-другому, догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение. Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Артикуляция

Недостаточная подвижность речевого аппарата может также служить одной из причин, тормозящей скорость чтения. Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто темп речи у этих детей медленнее, чем у остальных.

Малое поле зрения

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки глаз. Повышение скорости чтения – это увеличение объёма воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Поэтому для увеличения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий.

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении также велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Очень часто внимание младшего школьника становится неустойчивым, как только материал становится скучным, эмоционально непривлекательным. Снижению концентрации внимания, устойчивости в процессе чтения способствует большой объём и непривлекательность содержания книги. Большая книга у слабо читающего ребёнка вызывает негативную реакцию. А если содержание книги непонятно и неинтересно, то чтение её будет носить формальный характер. Поэтому подбирайте книгу, по объёму и содержанию соответствующую уровню техники чтения ребёнка и его интересам.


  

Консультация родителям

Развитие мелкой моторики 

как эффективный способ подготовки руки ребёнка к письму

     Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук)

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками. Их еще очень удобно использовать как памятки для родителей в логопедических уголках.

Самомассаж кисти и пальцев рук.

Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация ( в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать ребёнку, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.

Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).

Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.

Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

Затем следует перейти к следующим видам игровых комплексов пальцевой гимнастики.

 

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

“Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:

«Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты

-Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек

-Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

-Кто спрятался в комочке.

-Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

-Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох

-Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.

-«Застегни одежду»

-Шнуровки

-Найди фигурки в сухом бассейне

-Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты

-Выложи из геометрических фигур медведя или других семян

-Выкладывание букв из различных материалов

-Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра

-Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.

-Собирание разрезных картинок

-Собери пирамидку

-Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки

-Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу

-Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы

-Обведи и раскрась

-Сматывание толстых ниток в клубок

-Украшение новогодней елки

-Обведение трафаретов

-Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)

-Работа с водой и пипеткой

-Плетение коврика из полосок цветной бумаги

-Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи

-Аппликации, складывание оригами

-Цепочки – из конструктора

-Цветная мозаика

-«Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы

-Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином

-Кляксография, рисование

-Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.

-Выкладывание букв из различных материалов

-Логопедический конструктор

Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.). 

 

    Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.